воскресенье, 29 января 2012 г.

Июль 2011. Кольский. Часть 5. Последние дни

Еще по пути в Варзугу, у пересечения с полярным кругом, мы увидели объявление "ночлег у моря". Оказалось - прекрасный гостевой дом на берегу Колвицкой губы. Рассчитан до 6 человек, кухня, душ и горячая вода. По сути дом разделен на 2 части: одна под бизнес, вторая для хозяев, которые оказались очень радушными - Борис глава семьи, супруга и дочь Александра.

Переночевав, Виктор, расстроившись, что по сути его рыбалка не удается и сославшись на болезнь уха, решил нас покинуть, подарив мне два твистера. Я же хочу порыбачить в море. Борис сам предложил отвезти Виктора в Кандалакшу в нужное время чтобы мы не отвлекались от основной цели миссии. На берегу я наше трак от гусеницы - якорем будет.

К сожалению, я не стал брать с собой фотоаппарат. Колвицкая губа красива. Но волны тут ощущаются - без якоря делать нечего. А именно без него я и остался забыв, что свою 30-ти метровую веревку я когда-то давно порезал на 2 части. И вот, встав на глубине около 20 метров, я кинул якорь. Якорь вниз, и вот веревка кончилась - все, мы без якоря.

Ловля на море без якоря, да еще при волне - почти бесполезное дело. Приходится постоянно искать подходящий рельеф дна, а когда его находишь, на саму ловлю остается всего пару минут - потом непременно лодку снесет на глубину.

Но, стоит сказать, что и с якорем у нас в тот день вряд ли что-либо клевало. В процессе лова мы общались еще с двумя лодками - и у них ничего. Лишь часа через 3 я поймал одну треску, но хорошую - килограмма на полтора. Какой-то катер подошел к нам, спросили как, проехал вокруг - видимо искали сети, и ушел прочь. Ну а мы двинулись к берегу.

Вечером Борис добавил к моему улову свои пару рыбин, закоптил их. Я как раз вынул из машины яблоневую стружку, что вез с Подмосковья. Вообще, более вкусной рыбы чем свеже копченая треска и пожелать нельзя.

Ну а на следующий день, по совету Бориса я с Варей отправился на озеро Колвицкое. Еще в прошлом году это озеро было закрыто для рыбалки, да и большое оно - не один рыбак там утонул. Возможно именно этим объясняется то, что людей на озере практически нет - лишь небольшая рыболовная "база" около которой мы и спустили лодку. База именно в кавычках, так как там был всего лишь сторож и, не смотря на то, что на берегу была пара лодок, ни кого кроме сторожа я не видел.
Колвицкое озеро - это по сути система озер, где Колвицкое - самое большое. Порой берегов не видно. Мы идем на кумжу - на дорожку. Хотя иногда и кидаю спиннинг на удачу. И вот мы выплываем из залива на большую воду.
Собственно, если пока я еще мог фотографировать и даже замерил по GPS нашу максимальную скорость - вдвоем 28 км в час при почти полном отсутствии волн, тут волны уже не шуточные. Все, дальше не до фотографий. Проходим вдоль парочки небольших островов и огромные волны с основного пространства Колвицкого начинают бить лодку под углом сзади. Барашки повсюду. И хотя высота волны конечно не как на море во время шторма - тут амплитуда другая. Разворачиваюсь. Варя держится изо всех сил и молчит от страха. Лодка прыгает на волнах - идем на совсем малых оборотах, скорость километров 5 в час.

До захода в бухту, где волна поменьше километра полтора. Но они кажутся вечностью. Лодка, подпрыгивая на одной волне, падает во вторую. Варя мокрая до трусов. До меня брызги доходят реже. По пути не заметил как потерял дорожку с Витиным твистером. Сейчас не до нее. Вот и берег. Греться. А ведь солнышко светит...

Дома, посмотрев на карту Колвицкого, решил, что обязательно туда надо приехать на несколько дней. Уж больно озеро красивое, да и есть там места, где стоит побывать. Ну а по дороге к Боре останавливаюсь у ламбины - повсюду следы от сеток. И вот те на - лисички, а я-то думал, что их нет за полярным кругом.
И очень красивый ягель.
На следующий день я поехал на Индель. Давно хотел туда съездить. Озеро Индель перестало представлять из себя интерес после того как у одноименной деревни прорвало плотину, и озеро превратилось в большую массу болотистых островов. Да и река в том месте очень мелкая.
Лето очень сухое. Дорога до Индели, пожалуй, стала доступна и для жигулей. И если раньше дорога до Вельмежки у меня занимала 3 часа, то теперь за это же время мы доехали до самой Индели, то есть, практически вдвое быстрее.

И вот тут есть клев. Порой, найдя место, процентов 70 забросов было результативных. Окунь, порой приличный. Даже один язь.
К таким местам надо чуть привыкнуть, и вот уже понимаешь, где сидит щука. К сожалению, время не позволило спуститься вниз по реке, к Пане - там наверняка попадались бы и хариусы. Пока наслаждаюсь клевом и окружающей природой.
Но вот и все, пора домой. По пути подвозим двух молодых людей, едущих автостопом с Чупы до Санкт-Петербурга. Парень работает в университете, занимается проблемами климата. В Чупе просто отдыхал на метеорологической станции. Поговорили о глобальном потеплении. Что же, нас ждет незавидное будущее - когда начнет таять вечная мерзлота человечеству придется научиться дышать чем-то иным, так как кислорода станет меньше. И деятельность человечества на этот процесс носит очень незначительный характер. Но, впрочем, есть надежда, что этот процесс застанем не мы, а наши дети. Может быть кого-то это утешит.

За Петрозаводском застаем ужасную погоду - дождь и уже совсем темная ночь. Останавливаемся в мотеле не доезжая Лодейного поля - в местечке Старая слобода, рядом с монастырем. Берем двухкомнатный номер чтобы уместиться с попутчиками - не палатку же им ставить ночью, да в дождь. Номер, кстати, ужасный.

А между тем, Навител периодически теряет собой же проложенный маршрут.
Выехали на Ленинградскую трассу в районе Бологово. Вот и закончилась поездка. Пока я думал, что это моя последняя поездка на машине на Кольский. Но что-то подсказывает мне, что это не так...

Июль 2011. Кольский. Часть 4. Кузомень

Пока не зашло солнце, еду на самую северную пустыню мира - в Кузомень.
Однако, пустыня сейчас не такая, что была два года назад - или лето другое, или ночью тогда мне она показалась совсем мрачной, теперь тут будто теплится жизнь.
Включаю полный привод и пониженную - лениво спускать резину, двигатель напрягается, скорость около 20 км в час. Все-таки трудно машина идет по песку.
Периодически снизу раздаются очень неприятные стуки. Так и не понял, ясно, что это спекшийся в камень песок, но вот где это - вылетающие из под колес или где то еще, не ясно. А вот и сама Кузомень. А тут жизнь-то началась. Это уже вовсе не заброшенная деревушка.
В нескольких сотнях метров от деревни наблюдаю группу автомобилей. Сперва промелькнула мысль: что это, кладбище машин? Потом догадался - это местные жители, приехавшие по приемлемой дороге вдоль моря и, без надежды проехать последние сотни метров по песку, оставившие свои автомобили.
Вот и море.
Сейчас только начался отлив - вдоль берега так можно проехать очень далеко, хотя ехать по отливу весьма опасно: периодически можно попасть в рыхлый затягивающий песок, и, если в него попасть, будет часов 6 на вытаскивание машины, что скорее всего закончится неудачей. Затем прилив, и машина будет отдана морю.
Оставляю традиционную надпись.
Вот по этой дороге, идущей вдоль моря чуть выше зоны прилива, местные и добираются до Кузомени.
Постепенно дорога поворачивает на север, покрываясь мелким белым песком.
Но что это? Останавливаюсь чтобы подойти.
Это наш народный юмор...
Но мы уже торопимся - Вите давно пора спать. Едем в сторону Колвицкой губы, где остановимся в гостевом доме. Проезжаем каменную речку.
И еще почти 200 километров из которых 2 трети грейдер.

среда, 18 января 2012 г.

Июль 2011. Кольский. Часть 3. От Гольцового до Варзуги

На следующий день погода испортилась - весь день моросил дождик, и лишь к вечеру мы выехали в обратном направлении. В предпоследнем броду потерял номер. Хорошо, что он упал в воду нужной стороной - довольно быстро его нашел.
Недалеко от спасательной станции есть указатель "очень красивый водопад". Указатель не врет.
Дорога уже известна, и еду довольно быстро.
Вот и подъезжаем к Кировску, где заночуем в уже известном нам доме туриста.
Изначально я хотел проехать по дороге на восток от Апатитов, через Октябрьский пока смогу. Там, после поворота на север на Ревду, должно быть совсем немного народа - наверняка будут места с хорошей рыбалкой. Как вариант, я рассматривал возможность постоять на озере Инчявр, так что пока едется - еду. После поворота на Ревду дорога улучшилась - "Бериева дорога" стала представлять из себя просевшую через каждые метров 10 насыпь - так и ехал вверх-вниз: больше 20 километров в час не разгонишься.
Вот и мост через Кицу. На проводах висит кем-то посаженная блесна. Забрасывать спиннинг по сути негде. Лишь пара поклевок.
Мне уже стыдно перед Виктором. Он ведь на рыбалку поехал. А который день рыбалки-то нет. Сворачиваю к Инчявру. Постепенно дорога ухудшается и превращается в колею от вездехода, причем не этого года. В нужный момент я остановился. Вон оно, озеро. Кажется, будто до него метров 200.
Но GPS упорно показывает 900. На самом деле так оно и есть. Дальше болото и выросшие в колее деревья за два метра ростом. Разворачиваюсь. Едем искать хорошее рыбное место. Так мы просмотрели еще несколько озер, но везде подъезд заканчивался за несколько сотен метров. Витя уже совсем косо смотрит - он-то не любитель так вот кататься, да и мне оффроад уже порядком надоел - хочется рыбку потаскать. Уж пусть не хариус - пусть хоть окунь. Везу с собой мешок грушевой стружки и коптильню.

Не было бы со мной Виктора, я бы поехал дальше на восток. Судя по карте, я не доехал до приличного места километров 10. Все, больше малознакомых людей с собой не беру: коли со мной, то я сам выбираю дорогу. Вите к тому же спать надо в 9 вечера лечь - он жаворонок, будто в Москве на работе. Разворачиваюсь, еду в Октябрьский, где меня проверяет инспектор рыбохраны с милиционером на предмет наличия рыбы. Зря я развернулся - коли они проверяют на обратном пути, значит как раз там рыба-то и есть. Милиционер дышит перегаром, предлагает ехать на Умбозеро, в устье Кицы - там, мол, хариуса подергаю. Но возвращаться уже не буду. Сворачиваю в сторону Умбы.

Сразу за Октябрьским стоит еще один пост с проверкой. Я им не интересен - я же не оттуда еду, а туда. Остановился, поговорил. Говорят, на Умбе рыбачить нельзя - лицензия нужна. Купить ее можно, на в поселке Умба, что на Терском берегу. До него километров 250 по асфальту или 130 по прямой, но, говорят, не проеду. Они не знают, что не проеду по прямой я из-за Вити, а без него бы проехал...

Еду в сторону Ингозера. Заезжаю на заброшенный аэродром.
Сейчас пойдем на взлет.
Вообще, во всем виновата женщина. Я ей командую - отрыв, а она жалом щелкает, в общем не
взлетели.
Все-таки мы, вкладывающие такие деньги в автомобили: лифт, лебедки, все такое - самые конченные подонки. Вот нет бы, и отдать эти деньги в благотворительность, тем более, что давно известно, не мы короли дорог.
Ингозеро - не то место, куда следует специально ехать - слишком много рыбаков. По сути вдоль озера идет вторая дорога, где через каждые 100 метров есть стоянки. Местные говорят, что это все туристы - мусорят, губят природу. Вокруг стоянки Витя собирает 2 пластиковых мешка по 150 литров каждый пустых бутылок. Ну разве это туристы? Да это местная алкашня: все вытоптано, везде следы от сетей.
Мы встали в северной, не самой красивой части озера - южнее пойдут высокие берега, хотя там сложнее спускать лодку. Витя ложится спать, а я с Варей еду рыбачить. Не могу сказать, что клюет на все 100, но на 95-то уж точно. Всю рыбу тут же отпускаем. За пару часов с Варей вытаскиваем несколько щук и еще больше окуней. А вот ночью температура опускается чутьли не до 0 градусов... Жгем костер, греемся.

Витя едет ловить с утра. Не его поездочка. Мы же едем после обеда; находим клевое место, и 80% забросов результативны.
Но стоять на Ингозере долго не имеет смысла - решено ехать на Варзугу. Когда стояли на Гольцовом, московские джипперы рассказали, что были в Варзуге, что там прямо большая надпись есть - "лицензии". Пока мы еще не знаем, что надпись осталась с весны, да и не увидели мы ее что-то, а рыбалка на Варзуге запрещена аж до конца августа. Но едем. Витя плохо переносит плохую дорогу - еду в объезд. До асфальта всего-то километров 30.
В Апатитах соглашаюсь с лозунгом. Но только я. Город почти разрушен, так как у местных совсем иные цели.
Проехали Кандалакшу, посетив кафе с бесплатным интернетом. Пожалуй, самое фотографируемое место на Белом море со стороны Кольского.
Как показывает нам Навител, мы едем по морю.
Терский берег как всегда красив.
Вот и Варзуга на горизонте. Надо искать ночлег и лицензии.
В Варзуге к туристам относятся спокойно - их тут много. Довольно много иностранцев. Найти где остановиться не проблема, а вот с лицензиями - увы. Мы тут же узнали, что лицензии не продают, что рыбалка запрещена, а над рекой кружит вертолет, следящий чтобы никто не вылавливал и без того редкую в этих местах красную рыбку.
Ночлег мы нашли быстро. Но что толку? Я предлагаю ехать в Умбу - искать начлег там, чтобы завтра порыбачить на море. Витя против. Варя за. Едем.

Июль 2011. Кольский. Часть 2. Хибины

И вот мы едем по Коле в сторону Аппатитов.
Вот они - Хибины.
Подъезжаем к отдаленному району Кировска. Озеро Большой Вудьявр.
В Кировске остановились в доме туриста - эдаком заведении в одну звезду: многоместные комнаты, удобства хоть и не во дворе, но и не в номере. Впрочем, цена совсем копеечная.
Ночью слышим звуки взрывов в шахтах. Потрясывает. Вообще, Кировск - это город, где тяжело встретить трезвого человека вне зависимости от времени суток. Конечно, тут я преувеличиваю, но пьяных людей очень много.
Утром мы разделяемся. Я предлагал Капитонычу перегрузить необходимые вещи ко мне и ехать на одной машине - в тесноте, с одной лодкой, зато ничего не ломается. Но Капитоныч решил иначе.У озера Малый Вудьявр мы разделились. Мой путь лежит в центр Хибин - к озеру Гольцовому.
С погодой повезло.
Большая часть пути до Гольцового - это дорога, которая под силу практически любому автомобилю.
Но люди тут встречаются - туристов, джипперов, да и местного населения хватает. Но и красот на всех хватает.
Остановились у горного озера. Пробуем кидать спиннинг. Безрезультатно.
Горные ручьи очень быстро переходят в реки. Еще километр выше, и речка Кунийок казалась ручейком.
На спасательной станции много отдыхающих. Те, кто приезжает на простых машинах, оставляют их тут. Нет времени прибивать табличку с Лобней.
Дорога дальше уже не для Капитоныча.
И вот, всего пара километров, а Кунийок превратился в весьма приличную реку. Забрасываем спиннинг. Безрезультатно.
Начинаются броды. Всего их 7 штук. Так-то они не глубокие, местные проходят их на стандартных Буханках. Но, вспоминая пословицу, иду промерять. Дно песчаное. Иногда этот песок плотный, а иногда и весьма рыхлый.
Кое-где по колено, но случаются ямки, где моих сопог уже еле хватает. Вообще, промеряй не промеряй, а расстояния тут большие - могу лишь образно представить траекторию как двигаться, и все равно в ямки попадаю.
Пока промерял очередной брод, нашел небольшую рыбку, с пару ладошек, похожую на налима. Странно, и откуда здесь налим. Рыбка была оглушенной - еле двигалась. Видимо кто-то, проезжавший брод до меня оглушил ее. Отпускаю рыбку. Ее тут же увидели чайки. И немедленно съели. И вот, спустя 7 бродов (а их еще и обратно ехать), мы на Гольцовом.
По бережку проезжаю мимо двух подготовленных внедорожников с московскими номерами и встаю неподалеку. Они здесь только ради бездорожья. Интересно с ними было пообщаться. Ну а я накачал лодку, да поехал на безуспешную рыбалку. Местный гид, водящий группы по горам, рассказал нам, что озеро почти мертвое: когда в начале 90х в Кировске и Аппатитах был чуть ли не голод - все выловили. Место, где идут броды называлось Щучьим озером. Но сейчас там почти ничего нет. В озере же есть гольцы в три ладошки, но они стоят в основном около впадения Кунийока, и их тут же вылавливают сетями местные рыбаки, коих к вечеру на озере собралось весьма приличное количество.