среда, 18 января 2012 г.

Июль 2011. Кольский. Часть 1. На Кукас!

К каждой своей летней поездке я готовлюсь с первого дня окончания предыдущей, то есть, практически ровно год. В этом году был выбор с кем ехать - или взять моего работника-таджика, или найти каких-то попутчиков: в машине 2 свободных места есть. Я разместил на форуме рыбаков объявление, и на него откликнулось двое: Витя - фанатик-рыбак и Капитоный с супругой Зиной.

Маршрут составлял я, исходя из того, что не я к кому-то, а ко мне вписываются. У Капитоныча (зовут его Александр) старенький Jeep-паркетник Либерти, по моим воспоминаниям, должен он пройти до Кукаса. Как потом оказалось, я ошибался. И вообще, зря я потащил этих людей с собой, хотя теперь знакомством с Капитонычем и Зинаидой я очень доволен.

Для меня дата отъезда определена еще год назад - 23 июля. Суббота. 8:40 утра встречаемся с Капитонычем на МАКАДе на пересечении с Щелковским шоссе. На удивление нет пробок. Едем через Ярославль на Пудож, и, отобедав на обочине в деревне Бухалово, в 21:30 прибыли в Пудож.

В единственном мотеле города мест нет - полно отдыхающих. Вообще, в этом году желающих прокатиться на Кольский и в Карелию масса - по-моему только ленивый и я не едут на Рыбачий. На Рыбачий едут десятки машин - и старенькие Ниссаны, и новенькие внедорожники китайского производства - да, сочувствую им, тесно же им будет. Еще больше сочувствую Рыбачему - там итак мусора хватает.

А в Пудоже бизнес развивается. Еще одну гостиницу нашли сразу, но там лишь один трехместный номер и целый ряд желающих. Ну так не вопрос - тут же нашли гостевой дом, даже несколько. Нам выделили первый этаж хозяйственной постройки, переоборудованной в коттедж. Конечно, не как дома, но для ночлега вполне приемлемо, тем более, что мотель "Уют", в котором я останавливался года три назад, вовсе не лучше. Да и по деньгам остановка в гостевом доме выгоднее мотеля. Рядом река, где искупались - вода очень теплая.

Не доезжая Медвежьегорска я решил свернуть на второстепенную дорогу, выходящую на Колу километров в 50 к северу. Выезд на эту дорогу нашел не сразу. Навителовская карта, сперва проложившая маршрут по ней, как раз и потеряла дорогу в тот момент, когда было неясно, куда ехать. Но чутье не подвело, дорога была найдена.

Не люблю ездить одними и теми же дорогами, к тому же тут смотрю места, куда можно съездить порыбачить поближе к дому, хотя конечно понимаю, что тут еще слишком много народа. Дорога обычная, гравийная, с частыми ямами. Тут выясняются недостатки парткетника Капитоныча. Если по трассе он за мной плетется - я быстрее 110 не езжу, а обычно моя скорость не дотягивает и до 100, то тут он уже значительно отстает от меня.

На въезде в лес стоит милиция. Всех, кто въезжает записывают - пожароопасная обстановка. И нас записали. Видимо сильно 2010 год напугал местную власть. Наверно оно и правильно, хоть мера эта вряд ли будет эффективной, но въезжающие в лес люди хотя бы вспомнят про свою ответственность. И ведь действительно, пока едем по Коле, периодически видны следы пожаров, причем пожаров этого года - на деревьях листва. Теперь эти места выглядят будто осень в какой-то зоне - обуглившиеся березки и желтая листва...

А Колу делают. Сейчас я бы сказал, что состояние трассы на 4 с минусом. Но и машин стало заметно больше чем в прошлые годы. И вот так, в 18 часам мы подъехали к повороту на Кукас - тут как раз ведется большая реконструкция дороги. Свернули. Все попутчики уже смотрят на меня криво: ну что, часа 2 осталось - спрашивает Капитоныч. Я отвожу взгляд, пробую успокоить, что нет, я думаю, что часа 4-5. Про себя понимаю, что ну хоть убей, когда на УАЗике ехал, не помню чтобы дорога была совсем уж хреновой, но при этом на нее было потрачено более 6 часов. А ведь судя по карте до Кукаса около 60 километров.

Проехали Нольозеро. Там достаточно отдыхающих и рыбаков. Предлагаю попутчикам остановиться тут, мол подумайте, эти 20 километров грунтовки от Колы - считай, что автобан. Капитоныч не верит, что дальше будет совсем плохо, едем.
А между тем, дальше дорога становилась все хуже.
Вырубки - вот источник этой дороги. Леса в Карелии уже нет, вот и дороги забросили.
Темнеет и появляются лужи. Мне-то они незаметны, а вот Капитоныч и Зинаида, мало того, что устали, так еще и бьются рычагами о камни. Преимущественно о те, что в воде. Начинаю промерять каждую лужу. По паспорту у машины Капитоныча допустимый брод - аж 28 сантиметров! Смешно и страшно. Понимаю, что завез его туда, где лужи-то уже выше колена.
Но машина будто перепрыгивает - Капитоныч злится, но движемся вперед. Вот и брод.
Точнее, это для Капитоныча брод, а для меня лужица...
Проезжаем мост через Винчу. Уже наверно первый час ночи - от поворота с Колы едем более 6 часов, а ведь самое трудное еще впереди, да и до Кукаса еще километров 20.
Помню, тут я уже фотографировался.
Состояние моста через Винчу ужасно - Капитоныч проезжает совсем с трудом. Да еще и металлические штыри из бревен торчат...
В 4:20 мы встали. До Кукаса около 3 километров - дорога идет ступеньками из камней вниз, и это стало непреодолимой преградой для Либерти. Ночуем, если это слово приемлемо, прямо в машинах. Я проспал 2 часа. Капитоныч больше. Вообще, его машина очень низка еще от того, что он взял с собой вещей столько, что запросто мог ехать автономно и сам. Разворачиваемся и едем к мосту через Винчу - там денек постоим.

Я изначально хотел конечно постоять на Кукасе, специально везу с собой более 50 литров бензина чтобы пройти все озеро. Но не судьба. Сейчас, когда пишу эти строки, у меня уже есть план когда-либо сходить на Кукас, буквально на недельку, на катамаране. А пока на следующий день я еду на Кукас одной машиной - так, на пару часов.
Грибочки...
Исток Куксы.

Рядом стоит турист, занимающийся подводной охотой. Он здорово ударился о камень, и теперь ловит только на удочку. Тут вчера он выловил 40 форелек, грамм по 600 каждая.
В водах Кукаса водится реликтовая красная рыба - Палия. Это глубоководный голец. Обитает на глубинах порядка 40 метров.
На Палию у нас нет никаких снастей, да и какая это рыбалка на такой площади всего-то на пару часов.
Где-то там, где я оставил машину уже идет дождь...
Возвращаюсь.
Вчера с Кукаса ехало два американских пикапа - пришлось им тут покидать палок.
Мне же пришлось подключить полный привод.
Делать у Винчи нечего - туристов там полно, особенно перетаскивающих скарб; рыбалка никакая, да и ловить особенно не где. Капитоныч с Зинаидой злятся - им ведь предстоит еще дорога обратно. Он в мыслях уже понимают, что надо нам разделяться: мой маршрут не по зубам их машине, да и совсем не в удовольствие им самим. На следующий день, чуть разгрузив Либерти, стартуем в обратный путь.
Грибы тут можно собирать не выходя из машины.
Снова не умею фотографировать - ну не выходит у меня эта фотка.
Не доезжая до Нольозера встали пообедать у небольшой ламбины. Я достал спиннинг - тут же поклевки. Окунь хватает. Уезжать не хочу.
К вечеру решили доехать до Кировска, где остановившись на ночлег, все и обсудим, что будем делать дальше.

8 комментариев:

  1. Здравствуйте.
    Планирую в августе поездку на озеро Кукас цель поездки отдых, рыбалка
    Есть вопросы.
    Очень хотелось бы услышать Ваше мнение
    [email protected]
    89103017454
    С наступающим НОВЫМ ГОДОМ!!!
    С уважением Андрей.

    ОтветитьУдалить
  2. Здравствуйте! Я из Петрозаводска, хотим с другом в июне доехать до Кукаса. Есть китаец GW Safe, 235/85-16 Купер, лебедка, защита. Ваше мнение, проедем? И по дороге вопросы. По картам не совсем понятно начало/конец пути. Мы больше рыбаки нежели джиперы, но дороги в рыбные места... сами знаете какие. Снасть-спиннинг. Моя почта: [email protected]
    С уважением, Сергей.

    ОтветитьУдалить
  3. Поворот налево с трассы Кола в месте, где направо - на станцию Полярный Круг. До Нольозера дорога отличная.

    Для джиппера дорога нудная, а не интересная. А по рыбалке. Кукас - это место, куда глупо приезжать на пару дней. Озеро глубокое, просто так ловить там плохо. В Куксе форельку всю выловят за вас. К сожалению, с доступностью автомобилей, народа на Кукасе стало слишком много. Да, там есть палия. Но она там также, как и в других реликтовых озерах, скажем, Кольского. Например, в системе озер Колвицкого озера. Только палия живет на глубине. Ловят ее сетками браконьеры. Лично у меня на палию нет ни снастей ни таланта. А чтобы половить щуку-травянку и окуней по 200 грамм, можно приехать на Тикшозеро - туда проехать можно на жигулях.
    Без мотора на Кукасе делать нечего.

    Вообще, если брать те места, то Кукас - это красота, ну опыт тряски, но я бы выбрал другие места, чуть подальше. Вопрос - зачем ехать и на сколько.

    ОтветитьУдалить
  4. Ехать на автомате до кукаса- убийство машины. Рыбалка на Кукасе- отличная, но нужно знать места. Озеро большое и очень глубокое. На этой глубине и стоит голец.

    ОтветитьУдалить
  5. Добрый день! Почему-то не получилось с первого раза вам написать. В конце июня следующего года планируем водным путем добавится на Кукос дней на 10, ищем единомышленников.Если вам интересно- напишите. [email protected]

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за предложение. У меня даты поездки четкие: 23.07 и Москвы. И маршрут уже определен. Но спасибо.

      Удалить