четверг, 16 мая 2013 г.

Часть 2. Норвегия, первые впечатления

Я впервые еду на АТ-резине, а тут почти зима. Местами термометр показывает -1. Дорога мокрая и вот-вот пойдет снег.
Леса уже нет - тут, на вершине перевала одна тундра. И туман.
Однако, спуск оказался куда страшнее подъема. Да и дорога как-то совсем сузилась. В начале подъема шлагбаум: открыт - значит ехать можно.
А вокруг - будто фильм "Аватар" снимали где-то рядом...
Въезд в Норвегию уже на спуске. Остановку не делаем.
Вот, что я знаю о Норвегии? Страна с победившим социализмом; с самой переоцененной валютой; страна гор и рыбалки; ну и викинги были когда-то. На самом деле о Норвегии я задумался еще несколько лет назад, когда возвращаясь из Петербурга в Москву, увидел на московском вокзале выставку фотографий с видами этой страны. Впечатляет, скажу я вам. Собственно, Норвегия только началась, а впечатлений уже масса. Безусловно, эта страна обладает одним из самых богатых в мире фондов "видовых мест" на квадратный километр территории.

Однако, дороги тут поуже чем в Швеции. Те, в свою очередь чуть уже чем в Финляндии и, наконец, в России дороги самые широкие. Но худо-бедно на полосе помещаемся. И вот пошли небольшие, аккуратные поселки.
До города Будё осталось около сотни километров. И хоть едем по одному из основных шоссе, скорость почти везде ограничена 60-ю километрами в час. Так что едем не быстро.


Расчетное время прибытия оказалось слишком оптимистичным. Опоздали на час, заехали за Романом на работу. Роман работает техником в местном аэропорте: работы много, но за нее весьма прилично платят. Замечу, мы пока не были в местных магазинах. Роман отвез нас в свое жилище - он снимает у местного старичка небольшую квартирку в цокольном этаже. Квартира считается однокомнатной, хотя там есть большая, метров 8 кладовка. Именно в ней, на надувном матрасе я и буду спать. По местным законам это именно кладовка - там слишком маленькое окно. Рома же живет в основной комнате, метров в 25, где есть умывальник. Еще крохотная кухонька около 5 квадратов и еще меньше санузел, где с трудом помещается душевая кабина да унитаз. Все это еще весьма плохо отапливается: все-таки Будё расположен около территории Гольфстрима и тут страна вечной осени: лето не жаркое, но и зима не лютая. А ведь мы уже сотню километров как северней полярного круга...

...Ну так вот, за такое жилище Роман платит примерно 30 000 рублей в месяц. Тут я впервые чувствую, что такое это "аккуратное скандинавское жилище". С виду - симпатичный сельский домик, отделанный вертикально сайдингом. Но на ощупь сайдинг оказывается пластиковым.... В общем, жесткий эконом-класс. И повсюду именно такие дома. Где-то чуть больше, где-то чуть меньше, но все, как говорится, без излишеств...
Дальнейшие несколько часов нашего времяпровождения я оставлю для другой части: тут оно ни к месту. А вот на утро, проснувшись с трудом, мы поехали на саму рыбалку. Как раз дали погоду: солнце встает, рассеивая лучами туман. Мы едем в сторону местечка Saltstraumen - к началу самого длинного в Норвегии фьорда, хотя что-то мне говорит о том, что "самый длинный" это как про водопады - в каждой местности водопад именно "самый большой"...
Чем знаменито это место? Одними из самых сильных приливных течений. Говорят, во время приливов и отливов тут образуются огромные водовороты. Местные экскурсионные компании устраивают прогулки к этим водоворотам на скоростных катерах. А вот подойти на катере со слабым мотором совсем небезопасно: говорят, тут образуются воронки по 6 метров диаметров - запросто может затянуть. Но пока я этого не вижу - в голове не укладываются рассказы.
А вот строят мост через небольшой залив. Роман говорит, строить будут еще года два - все здесь делается неспешно. Когда построят, дорога сократится аж на километр. Вообще, в Норвегии многое делается на первый взгляд не с точки зрения логики. Вернее, логика по которой живут здесь трудно понимаема мной. Так, безусловно этот мост не станет лишним, но одной из целью его строительства является создание рабочих мест. То есть, с экономической точки зрения необходимость моста сомнительна. Но его строят - надо же занять чем-то людей. Вообще, после посещения Норвегии у меня сложилось мнение, что там правит какой-то очень ограниченный класс - как ЦК в СССР. Только клановость куда серьезней. Простому смертному, будь он трижды умен или пусть даже богат - путь в эту элиту заказан. Простой смертный может стать мэром или даже министром или судьей - не они правят обществом, тут надо брать выше. Это не просто управление, это идеология: будь как все; не выделяйся; хочешь заниматься бизнесом? конечно, это у нас в почете. Ах, уже занимаешься, ну да, мы вот решили коммуной налог тебе сделать в 85%, не много?; спроси разрешения - решает все коммуна. Впрочем, о правящей элите как и о королевской семье тут не говорят - табу.
На нашем пути есть один участок платной дороги. Но все автоматизировано: тут нет шлагбаумов и кассиров: просто автоматика считает номер с машины и затем придет смской счет. Российские номера не определяются.
Проезжаем западную часть залива. Это еще не фьорд - это только начало. Там, на востоке Атлантика. Сейчас отлив: такой же морской виноград как и на наших морях. Водоросли - вот, что объединяет наши страны, да кусок границы на Кольском...

Комментариев нет:

Отправить комментарий